Помочь несовершеннолетним с особенностями развития найти свое место в социуме — такую важную задачу много лет решает Центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с ОПФР, созданный в Витебском государственном колледже легкой промышленности и технологий. В учебном заведении ребятам, имеющим серьезные проблемы со здоровьем, дают возможность получить востребованную на рынке труда специальность, а еще — обрести друзей и почувствовать себя частью коллектива.
Зачем нужен центр?
Сначала в колледже стали набирать в группы детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата – конечно, лишь тех, кто по заключению МРЭК не имел противопоказаний к обучению. Чтобы обеспечить сопровождение таких воспитанников во время учебного процесса и вне его, и был создан центр.
Потом стало ясно, что на Витебщине есть запрос также на помощь ребятам с интеллектуальной недостаточностью. Ведь даже те, кто окончил лишь вспомогательную школу, не должны быть лишены шанса на интеграцию в социум. Поэтому появились особые группы, где учащиеся получают профессиональные навыки по квалификации «сборщик обуви». Они малочисленные – не более 12 человек. И работают с каждой два мастера, что позволяет уделять детям максимум внимания, тщательно объяснять каждую операцию. Количество таких групп варьируется в зависимости от потребности, пояснила заместитель директора колледжа Светлана Буевич.
Она рассказала, что сейчас в учреждении образования 73 человека находятся в зоне ответственности Центра профессиональной и социальной реабилитации для лиц с ОПФР. Часть этих ребят – витебские, но немало и иногородних, 39 таким учащимся предоставлены места в общежитии. Для них выделен отдельный этаж, где и днем и ночью обязательно есть дежурный воспитатель, чтобы дети всегда могли найти помощь и поддержку, находились под постоянным контролем.
Кстати, центр не забывает подопечных и после того, как они заканчивают учиться. В колледже стараются отслеживать судьбу каждого выпускника, закрепление на рабочем месте, успешность социализации.
Плюсы совместного обучения
Несмотря на состояние здоровья, особенные дети неплохо справляются со своими обязанностями. Конечно, не всё дается им легко, но шаг за шагом, направляемые преподавателями и мастерами производственного обучения, учащиеся уверенно идут к поставленной цели.
– Эти дети очень хотят общения. Они, как правило, старательные, исполнительные, отзывчивые, в большинстве своем всегда готовы помочь и преподавателям, и товарищам, – так характеризует их заместитель директора по учебно-производственной работе Ирина Смолякова.
В колледже уверены, что совместное обучение особенных ребят и тех, у кого нет проблем со здоровьем, последним тоже приносит пользу: они становятся более заботливыми, понимающими, внимательными к окружающим. Постепенно все узнают друг друга, учатся взаимодействовать, и в итоге образуется единый дружный коллектив – без деления по каким-то физическим признакам.
На пути в профессию
Руководство учебного заведения очень признательно тем витебским предприятиям, которые идут навстречу и стараются организовать процесс производственной практики, учитывая особенности развития конкретных детей. Когда выполняемые операции подбираются исходя из возможностей учащегося, то каждый получает шанс что-то освоить, усовершенствовать профессиональные навыки. В качестве успешного примера взаимодействия мне привели такой факт: в текущем учебном году в колледж поступили на условиях целевых договоров, заключенных с одним из предприятий Витебска, двое парней с нарушением слуха. Это значит, что после обучения детям-инвалидам уже сейчас гарантировано первое рабочее место, что является большим плюсом. Ведь вопрос трудоустройства особенных учащихся после колледжа стоит довольно остро. Дело в том, что заключение МРЭК об отсутствии противопоказаний к обучению еще не означает, что выпускники позже успешно пройдут медкомиссию при трудоустройстве – требования основательно отличаются. Бывает, профессию ребята получили, а на работу их принять не могут, поскольку в качестве противопоказаний в медицинском заключении указаны, например, шум и вибрация. Но как их избежать на большом обувном производстве? Приходится искать другие варианты. Ведь от максимальной интеграции в общество людей, имеющих проблемы со здоровьем, выиграют все.
Ссылка на источник Как организована работа по профессиональной и социальной реабилитации лиц с ОПФР в Витебском государственном колледже легкой промышленности и технологий (vitvesti.by)