Колледжи области предоставляют возможность получить профессию наравне с остальными и детям с дополнительными потребностями. Однако для ребенка-инвалида диплом не всегда становится путевкой в жизнь. Почему так происходит?
Для успешной интеграции молодых людей с инвалидностью и особенностями психофизического развития в общество, в том числе в трудовые отношения, необходимо совершенствовать механизм преемственности и систему взаимодействия различных ведомств в этих вопросах, уверены в Витебском государственном колледже легкой промышленности и технологий. В колледж поступает немало подобных детей. На этапе обучения они находятся в зоне внимания созданного здесь Центра профессиональной и социальной реабилитации для лиц с ОПФР. Его заведующий Алла Костенко пояснила, что в функции центра входит подготовка ребят с дополнительными потребностями к самостоятельной бытовой жизни, социальная интеграция, создание условий для качественного доступного образования. Важным этапом является трудовая адаптация, помощь при прохождении производственной практики и в завершение – трудоустройство.
Сейчас воспитанниками центра являются 63 человека. И педагогический коллектив очень заинтересован
в том, чтобы эти ребята не только освоили основы профессии, но и потом смогли трудиться по специальности, обеспечивать себя.
Что же мешает выпускникам с инвалидностью найти свое место на рынке труда? Причин несколько. Во-первых, дети и их родители не всегда осознанно выбирают профессиональное будущее. Кто-то поступает по принципу «лишь бы ближе к дому», а кто-то переоценивает свои возможности, не понимает, к примеру, что большое обувное производство – это постоянные шум и вибрация. Во-вторых, даже при нехватке кадров далеко не каждый работодатель готов предусмотреть для выпускника-инвалида особые условия труда.
Чтобы обсудить все эти моменты и вместе попытаться выработать пути решения проблемы, руководство колледжа легкой промышленности и технологий весной провело встречу с участием представителей главного управления по образованию облисполкома, областной медико-реабилитационной экспертной комиссии, СООО «Белвест». Пригласили также педагогов учреждений общего среднего и специального образования. В ходе дискуссии говорили о том, что нужно совершенствовать профориентационную работу с детьми-инвалидами в условиях школы, а на производстве – создавать специализированные рабочие места, рассчитанные на людей с рядом ограничений по состоянию здоровья: предусмотреть особый инструментарий, сокращение рабочего времени, возможно, сопровождение со стороны членов коллектива предприятия.
Акцент был сделан на том, как важно убеждать родителей ребят с ОПФР в необходимости тесно сотрудничать с медиками и психологами, прислушиваться к их мнению при выборе колледжа, чтобы специальность максимально соответствовала здоровью и образовательным потребностям детей. А в адрес работников здравоохранения высказали пожелание внимательнее изучать условия труда на производстве, формируя рекомендации для поступающих.
– Хотелось бы, чтобы потребности и возможности учащихся совпадали, чтобы усилия колледжа и бюджетные средства были потрачены не зря, – отметила Алла Костенко.
Источник https://vitvesti.by/obrazovanie/trudovaia-adaptatciia-i-sotcialnaia-reabilitatciia-na-primere-vitebskogo-kolledzha-legkoi-promyshlennosti-i-tekhnologii.html