Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 августа принял участие в Республиканском педагогическом совете.

В мероприятии во Дворце Республики участвовали более 2,5 тыс. человек. Абсолютное большинство из них — это представители делегаций областей и города Минска, в числе которых и руководители учреждений высшего образования. Участие в Республиканском педсовете также приняли руководители органов госуправления, руководители республиканских общественных объединений и представители общественности, парламентарии.

После доклада Министра образования Андрея Иванца о состоянии и перспективах развития национальной системы образования Глава государства поинтересовался, какие в сфере образования остаются проблемы и стала ли школа настоящим храмом в сознании учеников.

«Помните, я сказал, что школа — это храм, и, переступая порог этого храма, ты должен отдавать себе отчет (прежде всего ученик). Это выполнено поручение? Школьники приходят в школу с трепетом, понимают, куда они пришли? Или на перемене дым столбом стоит? Есть это в школе или нет?» — поставил вопрос Президент.

Он также потребовал от главы Минобразования обозначить и проблемные моменты, которые не были озвучены в докладе министра. «Сложилось впечатление, что нет проблем. Хотелось бы, чтобы вы перечислили эти проблемы. Перечислите, чтобы услышала педагогическая общественность», — сказал белорусский лидер.

Андрей Иванец отметил, что одна из важнейших задач — это воспитание на всех уровнях образования настоящего гражданина и патриота. Вторая задача — возвращать престиж профессии учителя. В этом плане принимаются меры, но необходимо вернуть сакральный смысл профессии учителя — то уважение и статус в обществе, которые были, считает министр.

Третье — необходимо понимать, что молодые люди — это не трудовой ресурс, а человеческий капитал. Поэтому процесс обучения необходимо рассматривать не через призму подготовки узкого специалиста для отрасли или предприятия, а в целом готовить к будущему развитию страны.

Что касается отношения к школе, министр отметил, что за последние годы достигнуты серьезные результаты. Дисциплина и порядок обеспечиваются на хорошем и высоком уровне. И важно обращать внимание не только на учащихся, но и педагогов, которые были бы авторитетом для ребят.

Александр Лукашенко однозначно подчеркнул, что педсовет не должен быть формально-бюрократическим мероприятием, ведь, если не вскрывать и не обозначать проблемы, то они останутся.

«Без вас, учителей, не будет никого. И, самое главное, здоровья не будет. Если вы не научите в школе — врачей не будет», — заметил белорусский лидер.

Он предостерег Министерство образования от попыток что-то умолчать и скрыть ту или иную проблему. «У меня достаточно рычагов, форм и методов, чтобы достаточно глубоко изучить проблему», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент обозначил несколько проблемных моментов, которые не прозвучали в докладе министра. Например, в нынешнем году сложился определенный недобор в вузы. И большинство из этого недобора — сельскохозяйственные специальности. На втором месте — специальности инженерно-технического профиля. «То, что нам крайне сегодня надо. Кушать все хотят. Человека надо накормить, одеть. А это — сельское хозяйство. А как завтра кормиться будем, во что одеваться будем. Все от земли. Почему здесь у нас недобор? Вы даже словом не обмолвились, — заметил белорусский лидер. — А инженеры… Как мы без инженеров завтра жить будем? Юристы и историки ни электромобили не создадут, ни атомную станцию не построят. То есть нужны прежде всего они — инженеры. А где они? А вы не сказали, что это проблема. Я просто экспромтом называю то, на что мы должны обращать внимание».

Еще один аспект — трудовое воспитание. Министр докладывал, что в этом плане работа выстроена, и у многих школ есть приусадебные участки. Александр Лукашенко на это заметил, что такая практика есть далеко не во всех школах. «А, может быть, там каждой школе, начиная с вузов, а, может, с Министерства образования — каждому по колхозу?» — предположил Глава государства.

Эту фразу Президента зал встретил аплодисментами.

«Поверьте, очень серьезный вопрос. Я вижу динамику. Да, мы достигли небывалых высот, никто об этом не думал 20 лет назад, что мы можем достичь этих высот. Но, если мы не увидим, что у нас формируются проблемы долгосрочного порядка, рухнем в ту же бездну, в которой были после распада Советского Союза. Мы это должны видеть. И не надо это ретушировать, не надо это скрывать», — призвал Глава государства.

«Я с вами вместе живу в этой жизни, обществе, и я вижу, что происходит. И как человек более информированный, знаю больше по каждому из направлений. А сфера образования для меня — важнейшая. Я немножко в ней соображаю, что происходит. 50 процентов, может, больше, моей работы — это учительство. Я должен видеть, анализировать и учить всю страну. Показывать: вот это надо, это… А иногда поставишь задачу, проконтролируешь — не сделано, потом идешь, сам делаешь», — сказал Глава государства.

«Поэтому мы с вами в одной лодке и деваться нам некуда. Темнить, врать или приукрашивать ситуацию не надо. Ситуация вокруг очень сложная. Никогда вокруг Беларуси не было такой сложности, как сейчас. И страну надо удержать. И все хотим быть суверенными и независимыми. А как ее удержать — надо думать всем. И быть готовыми к этому. И все начинается с нас — учителей», — подчеркнул белорусский лидер.

Президент напомнил, что, как только против Беларуси были введены ограничительные меры, он сразу же потребовал от Правительства забыть об этих санкциях и сосредоточиться на развитии экономики. В этих условиях нужно было не просто произвести, но и продать продукцию за рубеж. Для стран с экспортоориентированной экономикой подобная ситуация — большой вызов. Однако власти с ним справились, и обычные белорусы не ощутили на себе масштабного санкционного давления, отметил Александр Лукашенко.

«Мы живем в сложнейшее время. Я не говорю о том, что на юге у нас война идет. Что эти бешеные на Западе готовят против нас. Мы должны это держать в поле зрения. Что нам надо в этой ситуации — страну, махину эту (маленькая Беларусь — она не такая маленькая, когда занимаешься ею в целом), развернуть с Запада на Восток. Надо обеспечить, чтобы тебя приняли на Востоке. Слава богу, у нас это получается, но это тяжелейшая работа. Я хочу, чтобы вы понимали: страна живет в очень тяжелый период, вопрос «или — или», — подчеркнул Президент.

«Нам сейчас советуют, подкидывают со стороны (на меня все это выливается): «Давай тут отступи, там освободи». Начиная отсюда и заканчивая: «Да плюнь ты на эту Россию, да отвернись ты от этой России. Давай будешь воевать с Украиной против России. А к той границе мы войска НАТО под Смоленск заведем». Доходит и до этого. Мне сегодня вносят предложения со всех сторон, которые мы принять не можем на 99%. Поэтому я хочу, чтобы вы поняли, в какой мы обстановке, в какой ситуации живем. Это все, что я вам могу сказать. И столько же я сказать просто сегодня не могу: все остальные вопросы — это мои вопросы. Сделайте свое дело, а я буду делать свое дело вместе со своими коллегами в Правительстве, высшими должностными лицами», — сказал Глава государства.

Александр Лукашенко заявил, что во время педагогического совета хотел услышать от его участников правду, почувствовать нерв учительства. «С учетом той обстановки, которая сегодня складывается», — добавил он.

На педсовете также выступили руководители учреждений образования разного уровня: гимназии Борисовского района, Минского государственного колледжа инновационных строительных технологий, Гомельского и Гродненского государственных университетов. Говорили о повышении качества образования, совершенствовании системы подготовки рабочих и специалистов, взаимодействии вузов с заказчиками кадров, идеологической составляющей воспитания. Александр Лукашенко детально интересовался у выступавших по тематике их докладов, задавал уточняющие вопросы, а порой и сам высказывался по тем или иным актуальным темам.

«Главное, мы ни в коем случае не должны уничтожить профтехобразование», — предупредил Глава государства, иначе, по его словам, будут колоссальные проблемы. Беларусь в этом в плане выгодно отличается от многих стран на постсоветском пространстве, что отмечалось в том числе на высшем уровне. Так, на одном из саммитов лидеров ЕАЭС прозвучала просьба об оказании помощи в подготовке квалифицированных рабочих кадров. «На что Путин ответил: «Вы знаете, у нас еще большая проблема». Говорит: «Если вам что-то и поможет (конечно, не в том объеме, что вы хотели бы), это только Беларусь. Они сохранили профессионально-техническое образование. А мы его после распада Советского Союза разрушили», — привел содержание той беседы Александр Лукашенко.

По словам Президента, в других странах постсоветского пространства уже почувствовали остроту проблемы, в то время как для Беларуси она вполне решаема за счет сохранения важнейшего звена в системе образования — системы профтехобразования. «У нас есть база, и мы можем на этой базе подготовить больше рабочих рук, мастеров, прорабов. Это важнейшее звено», — сказал Глава государства.

Еще один положительный эффект от образования в училище или колледже — возможность получить полное представление о выбранной профессии, прочувствовать ее на практике, сформировать отличную базу для последующей учебы в вузе. «Это уже по-настоящему влюбленные в профессию люди. Их не надо агитировать. Они, если аграрии, или агрономы, или зоотехники, или экономисты, — они уже не уйдут в другую профессию. Поэтому нам очень важно эту середину — между школой и вузом — обязательно сохранить», — сказал Александр Лукашенко.

Он обратил внимание, что для качественного профессионально-технического обучения вовсе не нужно стремиться к созданию в учреждении образования «филиала» современного цеха с самыми современными образцами оборудования. Лучше наладить сотрудничество с предприятиями, строительными и сельскохозяйственными организациями, чтобы обучение шло непосредственно на местах. «Нам надо решить эту проблему. Члены правительства здесь присутствуют. Надо принять решение», — сказал Президент.

«Мы хозяева в этой стране. Мы с вами выстояли в 2020 году. И мы должны быть хозяевами, мы никого не должны бояться», — подчеркнул Глава государства.

Не должно быть никаких опасений, например, по поводу того, чтобы войти в состав избирательных комиссий: «Это же власть в ваших руках. Кому вы ее отдаете? А там Президент все решит… Я не могу за вас решить то, что вы должны решить. Поэтому не надо никого бояться. Будете бояться — будете в очередной раз под плеткой ходить, — предупредил Александр Лукашенко. — Будущее в ваших руках. Поэтому берите власть в этой стране и действуйте. Мое дело — вас направить и подсказать, а вы — вперед, вперед, вперед».

Глава государства подчеркнул, что нынешнему поколению (а именно его представители в большинстве своем присутствуют на педсовете) предстоит определять судьбу страны в будущем. «Это вы завтра возьмете ее (страну, Беларусь. — Прим.) на руки и понесете, — заметил Президент. — Вам надо будет решать вопросы и границы, и войны, и мира, и сельского хозяйства, и промышленности. Я хочу, чтобы вы прониклись: это вам надо будет делать».

«Но сегодня, если мы с вами не сделаем (того, что выше обозначил Александр Лукашенко. — Прим.), будет, как в Украине. Опять я вас не пугаю, я вас просто предупреждаю», — пояснил Президент, добавив, что аналогичным образом предупреждал белорусов о возможных последствиях и в период пандемии коронавируса, когда Беларусь по настоянию Александра Лукашенко выбрала свой (и, как выяснилось, абсолютно верный) путь, хотя за это и подвергалась критике.

«Я вижу, что будет завтра, я вижу, что может быть. Нам надо не просто обратить внимание, нам надо спохватиться и взяться за наших детей, чтобы они в школу приходили, как в храм, чтобы у них дрожь по телу шла, как когда-то после войны было, — обратил внимание Президент на проблему воспитания молодежи. — Они все это ценили».

Президент убежден, что многим, пеняя на молодежь, которая, по их мнению, какая-то не такая, стоит обратить внимание: молодежь такая, какие мы, современное поколение. «Наша молодежь умная для того, чтобы понять и воспринимать то, что мы говорим. Только врать ей не надо, что она такая идеальная, — сказал Глава государства. — Надо вбить в голову нашей молодежи, чтобы они понимали: без труда ничего быть не может».

Александр Лукашенко, например, обратил внимание на значительное число тех, кто не занят в экономике, откровенно говоря, бездельников. И это в то время, когда на рынке труда достаточно предложений, спрос на специалистов высокий. В этом смысле, как заметил Президент, в Беларуси слишком много демократии — хочу работаю, хочу не работаю. «Я вам хочу прямо задать вопрос: вам что, приятно, если вы вкалываете, а кто-то ни черта не делает, живет лучше вас? Это нормально, хорошо? Так это (решение вопроса о незанятых в экономике. — Прим.) от нас зависит», — подчеркнул Глава государства.

Президент обратил внимание на имеющуюся взаимосвязь между воспитанием детей в школах, обучением и их последующей судьбой и ролью в жизни родной страны. «Посмотрите, кто сегодня гвалтом кричит, что он бедный, нищий и у него чего-то не хватает. Посмотрите, как он учился в школе. Одни бедолаги мучаются, корячатся, (чтобы. — Прим.) получить высшее образование, стремятся к чему-то — ну просто молодцы. А он в школу шалтай-болтай ходил, ему наплевать было на учителя, директора, — привел пример Глава государства. — Мы должны принимать меры. Не ждите указаний никаких».

Александр Лукашенко прокомментировал арест во Франции предпринимателя, сооснователя мессенджера Telegram Павла Дурова. Глава государства упомянул о данном вопросе в контексте образования, ведь многие из тех, кто плохо учился в школе, потом начинают критиковать власть и говорят, что где-то на Западе, например во Франции, лучше, чем на Родине.

«Видели вчера во Франции, как лучше. И я их не осуждаю. Они правильно поступают. Дуровы — не Дуровы… Виноват — иди отвечай. Только к нам зачем предъявлять претензии, когда мы начинаем себя защищать такими же методами, как они?» — заметил белорусский лидер.

Александр Лукашенко рассказал, что Президент России Владимир Путин как-то рассказал ему об одном из разговоров с Президентом Франции Эммануэлем Макроном. Дело было после выборов в Беларуси, и французский лидер в том телефонном разговоре с Президентом России упомянул о белорусской тематике: «Вот, у тебя там друг в Беларуси, политзаключенные… (после выборов это был разговор)».

При этом в самой Франции в то же время бушевали акции «желтых жилетов». «Помните, они мочили там, не глядя на то, женщина — не женщина. И Путин рассказывает: «А я ему говорю: Эммануэль, ты посмотри, что во Франции творится». Вы же, говорит, без разбору бьете всех там — женщин и прочих, а ты упрекаешь Лукашенко. А он говорит: «Так у нас же демократия, нам это можно. А у него там диктатура».

«Знаете, демократия — это «можно женщину головой о стенку, кровь хлещет во все стороны». В Америке можно там чернокожего задушить и ничего не будет. А сегодня Дурова арестовали. Поэтому я хочу, чтобы вы вот это (суть западной демократии. — Прим.) прочувствовали и вложили в голову нашим школьникам», — добавил Александр Лукашенко, обращаясь к педагогам.

Как заметил Президент, многие из беглых, которые уехали из страны после 2020 года, уже стали понимать бесперспективность своего поступка и просятся обратно в Беларусь. Там, за границей, они уяснили, что никому не нужны и могут претендовать разве что на низкоквалифицированные рабочие места. «Учитель, врач — посудомойкой. Кто им даст хорошие места, лучшие в этих странах? Там своих (желающих. — Прим.) хватает», — пояснил Александр Лукашенко. Конкуренция на рынке труда за границей усилилась также и за счет украинцев, спасающихся от боевых действий. И те, кто уехал из Беларуси, стали проситься обратно. Для решения вопросов о возможности возвращения создана специальная комиссия. «Свои же люди… Может быть, умнее стали. Вы им расскажите и сами поймите: вот на этой земле ваши корни», — подчеркнул Президент. При этом в стране, как и раньше, будет проводиться политика на поддержание дисциплины и порядка, заверил Глава государства.

Подводя итоги обсуждений, Глава государства отметил, что очень не любит формализма и бюрократизма в работе. «Оценивая нашу сегодняшнюю встречу, я все-таки думаю о том, а какой результат будет от того, что мы с вами в таком составе собрались. Ведь здесь элита нашего педагогического общества, здесь лучшие. Так будет ли эффект от нашего общения?» — задался вопросом Александр Лукашенко.

По его словам, главный результат мероприятия заключается не только в том, что его участникам удалось встретиться с Президентом и узнать его точку зрения по тем или иным вопросам. У педагогов была возможность пообщаться друг с другом, тем более что многие когда-то учились в одних учебных заведениях.

Президент в своем выступлении обозначил основные задачи и вызовы, стоящие перед отечественной системой образования.

«Поэтому мы не зря сегодня здесь собрались, в канун нового учебного года по уже установившейся традиции проводя этот большой педагогический совет. Открыто обсуждаем проблемы и перспективы отечественной системы образования, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Этот разговор очень важен. Образование — фундаментальная сфера нашей жизни, которая пронизывает абсолютно все отрасли и определяет, если хотите, развитие всей нации. И люди, работающие в этой сфере, должны быть безупречны».

Президент отметил, что воспитатели, учителя и преподаватели закладывают ценностные ориентиры в подрастающее поколение, а это высочайшая ответственность. «Кто, если не вы, должен формировать у детей правильное восприятие мира, понимание всех процессов, происходящих в обществе и государстве», — добавил он.

Глава государства подчеркнул, что в работе системы образования нет мелочей. «Любые нестыковки, недоработки приводят к тому, что штормит всю страну, от мала до велика. Примеры не надо называть: вы знаете. Вы помните, какой негативный резонанс в обществе вызвала в прошлом году история с подсчетами баллов за централизованный экзамен, — напомнил Александр Лукашенко. — Не знаю, правильно или нет, но меня информируют о том, что вы это еще не изжили до конца. Это мы изучим в ближайшее время».

Президент потребовал, чтобы все было честно и прозрачно, понятно каждому. «Все должно быть ориентировано на учителя и среднего жителя нашей страны. Ученики и родители должны понимать, как оценили эти баллы», — обратил он внимание.

В нынешнюю же вступительную кампанию, несмотря на достаточно слаженную работу, люди жаловались на большие очереди при подаче документов, отметил Глава государства.

«Еще тема. Сегодня вдруг возник вопрос со школьной формой. На ровном месте. Проблемы большой не вижу, но реагировать надо. Это, казалось бы, мелочь, но мелочей в нашей работе нет!» — заявил Александр Лукашенко.

«Сфера образования — это государствообразующая отрасль. Да, она требует серьезных вложений. И мы вкладываем и будем вкладывать в нее средства. Если сегодня не будет образованной, воспитанной в своей стране молодежи, завтра не будет и страны», — заявил Глава государства.

По его словам, за последние три года на развитие системы образования было направлено почти Br30 млрд. Построены и капитально отремонтированы 73 учреждения образования, еще девять возведут до конца года.

«Как мне докладывают, охват дошкольным образованием у нас практически стопроцентный. Там, где нет школы или детского сада, организован подвоз. В этих целях значительно обновлен автопарк. Только с 2022 года в школы поставлено около 700 автобусов. Но есть отдельные нарекания со стороны родителей. Поэтому поручаю местным органам власти совместно с Минобразования еще раз вернуться к вопросу подвоза детей, — сказал Александр Лукашенко. — Разберитесь в конце концов, пока мне не пришлось с этим разбираться».

Президент также обратил внимание, что многое сделано для укрепления материально-технической базы учреждений образования. «Даже несм

От college_lp